ДПП «Музыкальный фольклор»
Требования, предъявляемые к уровню творческих способностей. Система оценок.
Форма отбора - прослушивание с собеседованием.
Цель: определение наличия и уровня музыкальных способностей детей, а также некоторых индивидуальных качеств (интеллектуальное развитие, эмоциональная отзывчивость, исполнительские данные и т.д.).
Требования к творческим способностям:
1) Музыкальные способности:
- Хорошо развитый музыкальный слух (интонирование)
- Чувство музыкального ритма
- Музыкальная память
2) Предрасположенность к занятиям искусством (творческая фантазия, эмоциональная отзывчивость)
3) Физические данные:
- Физически здоровые руки
- Быстрота двигательных реакций
- Природная гибкость мышц
Содержание вступительного прослушивания:
- Собеседование для определения музыкально-эстетических ориентаций, общего развития и коммуникабельности ребенка.
- Спеть знакомую песню со словами.
- Повторить (спеть на любой слог) звук, сыгранный на фортепиано.
- Послушать 2-5 звуков, исполненных на фортепиано и определить регистр (высокий, средний, низкий)
- Послушать и запомнить сыгранный на фортепиано звук, а затем найти его на клавиатуре.
- Послушать небольшую музыкальную фразу, исполненную на инструменте и воспроизвести ее музыкальный ритм, хлопая в ладоши, либо повторить прохлопанный ритмический рисунок за преподавателем.
- Послушать и определить количество звуков исполненных на фортепиано одновременно (один, два, много).
- Прочитать стихотворение объемом в 3-4 четверостишия.
- Прослушать 2-3 музыкальные пьесы и определить настроение и образы музыки.
- Выполнить предложенную пальчиковую игру и несколько несложных упражнений, используемых для формирования пианистического аппарата.
Поступающим с предварительной подготовкой необходимо исполнить 1-2 пьесы сольно, либо в ансамбле с преподавателем.
По окончании вступительных испытаний заседает комиссия по отбору, где обсуждается каждая кандидатура, оцениваются музыкальные данные поступающих.
Система и критерии оценок:
Оценки выставляются по 5-балльной системе, дифференцированно по каждому разделу проверки данных (слух, ритм, память и т.д.), а также за исполнение программы на инструменте (для детей с подготовкой).
Поступающие, получившие оценку «3 балла» и ниже по любому из разделов вступительных испытаний, выбывают из конкурса.
«5» - чистое интонирование; музыкальность, артистичность исполнения приготовленной ребёнком песни (пьес на инструменте); точность воспроизведения заданного звука; 100%-е воспроизведение заданного ритмического рисунка; выразительное чтение стихотворения; эмоциональная отзывчивость на исполненные преподавателем музыкальные отрывки, точное определение настроения и художественного образа услышанного музыкального фрагмента; 100%-я приспособленность игрового аппарата ребёнка к инструменту.
«4» - уверенное воспроизведение мелодической линии, небольшие интонационные и ритмические погрешности в исполнении приготовленной ребёнком песни; стабильное исполнение пьес на фортепиано (для тех детей, кто ранее занимался на фортепиано); воспроизведение заданного звука со 2-3 попытки; 80%-е воспроизведение заданного ритмического рисунка; маловыразительное, но уверенное чтение стихотворения; определение настроения и художественного образа услышанного музыкального фрагмента со 2-3 попытки; 80%-я приспособленность игрового аппарата ребёнка к инструменту.
«3» - небольшие отклонения в мелодической линии, интонационная и ритмическая неточность исполнения приготовленной ребёнком песни; невыразительное, с ритмическими неточностями, но относительно стабильное исполнение пьес на фортепиано (для тех детей, кто ранее занимался на фортепиано); воспроизведение заданного звука с 5-6 попытки; 70%-е воспроизведение заданного ритмического рисунка; невыразительное, но уверенное чтение стихотворения; определение настроения и художественного образа услышанного музыкального фрагмента с 4-5 попытки; 70%-я приспособленность игрового аппарата ребёнка к инструменту.
«2» - ребёнок не интонирует, не чувствует движения мелодии, ритмический рисунок приготовленной песни полностью искажён; не может воспроизвести заданный звук с множества попыток; не может воспроизвести элементарный ритмический рисунок; не может от начала до конца прочитать несложное четверостишие; не может определить настроение и художественный образ услышанного музыкального фрагмента; игровой аппарат ребёнка не приспособлен к инструменту.
«1» - ребёнок отказывается от предложенных творческих заданий.
Приёмное прослушивание и собеседование проводится без присутствия родителей и посторонних лиц.